Роль музыкально-дидактических игр в жизни ребёнка

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании ребёнка. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

«Музыкально – дидактическая игра считается одним из эффективных средств музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста. Особенную ценность игры приобретают тогда, когда они используются в самостоятельной деятельности детей»- писал психолог А.В. Запорожец.

Основное назначение музыкально-дидактических игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения и навыки в повседневной жизни.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Работа по формированию музыкальных способностей при работе с музыкально – дидактическими играми в дошкольных учреждениях имеет немало сложностей. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому большое количество дидактического материала приходится выполнять самостоятельно, проявив немало творчества и мастерства. В этом мне могут помочь дети.

Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др. В этом вы – родители, можете оказать им помощь. Также я могу дать задание подновить карточки. С этим вполне могут справиться дети 5—6 лет, но если вы поучаствуете в этом, то от совместного труда ваш ребёнок получит дополнительные эмоции, а если вы организуете музыкально - дидактическую игру дома, то эмоциям не будет предела.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности. Например, ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами — зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своем «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

© olga190780

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz