Коляда

Программное содержание.

Приобщить детей к народным традициям, русскому фольклору. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов.

Развивать тембровый слух детей средствами музыкально – дидактических игр.

Предварительная работа.

-Беседы с детьми о зимних святках, Колядках.

-Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, инсценировок, колядных песен.

-Собирание фольклорного материала о проведении Рождественских праздников (потешки, прибаутки, календарные и колядные песни, приговорки и т. д.).

-Индивидуальная работа с ведущими персонажами.

-Подготовка музыкальных инструментов, фонограмм.

Материал и оборудование.

Зал украшен вышитыми рушниками, скатертями, платками, предметами домашней утвари.

У центральной стены – фрагмент избы (печка, сундук, лавки, стол, самовар, угощение). У боковых стен, по одному у каждой, стоят 2 домика, поленницы дров.

Костюмы.

Русские народные костюмы для детей, ведущего, муз. руководителя, костюмы хозяев домов (2 хозяйки, 1 хозяин), костюм Цыганки, Бабы Яги для взрослых.

Реквизит.

Рождественская звезда из фольги, торба с зерном, мешок для угощения.

Музыкальные инструменты: ложки ,треугольник, маракасы, трещотка и др.

Звучит аудиозапись рус. нар. песни «Ах вы ,сени». В зал входят Ведущая, девочка Катюша, 3-ое детей в народных костюмах. Катюша идёт в горницу (фрагмент избы у центральной стены , а Ведущая и дети остаются в центре зала.

Ведущая (обращается к гостям):

Дай, Бог, тому,

Кто в нашем дому,

Добрым хозяюшкам,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И живьём и бытьём,

И здоровьицем.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них – Новогодние святки. Вот и мы сегодня вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник.

А что же такое святки?

1-й ребёнок. Праздник этот самый длинный.

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

2-й ребёнок. От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки.

3-й ребёнок. Наряжали и шутили,

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас.

Ведущая идёт к центральной стене в горницу, где сидит Катюша.

Ведущая. В доме горница большая,

Да нарядная какая!

У стены сундук стоит,

Расписная шаль висит.

Звучит аудиозапись рус. нар. мелодии «Ах вы, сени». В горницу к Катюше группами по двое-трое входят подружки. Кланяются друг - другу, здороваются, хвалятся нарядами и украшениями, шушукаются.

Катюша. Хороши ваши наряды. Сразу видно, что, подружки- рукодельницы. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Чтобы время скоротать,

Будем шить да вышивать.

1-ая подружка. Когда день свят, все дела спят. Кто же в святки прядёт да рукодельничает?

2-ая подружка. Лето для старанья, а зима для гулянья. Сейчас время песни петь, плясать да веселиться.

Звучит аудиозапись рус. песни «Лодочка», девочки исполняют танец с маленькими платочками.

В зал заходят мальчики в русских костюмах, подходят к горнице, стучат в дверь.

Катюша. Кто к нам пришёл? Никак добры молодцы!

Мальчик. Раскрываются ворота, заходи, кому охота.

Катюша. И кому неохота тоже заходи!

Девочки прячутся. Мальчики входят в горницу.

1-й мальчик (оглядывается по сторонам).

Здесь ли ты Марьюшка?

2-й мальчик (ищет за печкой).

Здесь ли ты Дарьюшка?

3-й мальчик (заглядывает за сундук).

Дома ли ты, душенька, душенька Катюшенька?

Девочки все (выглядывая из-за стульев).

Мы здесь!

Мальчики (кланяясь в пояс).

Здравствуйте, красны девицы!

Девочки. Здравствуйте, добры молодцы!

Ведущая. На дворе мороз, сугробы намело. Вы не замёрзли?

1-й мальчик. Нам мороз нипочём!

2-й мальчик. Мы во поле нагулялись,

А теперь сюда добрались –

На людей посмотреть, да себя показать.

По деревне пройти да покалядовать.

Может быть и вы с нами?

Катюша. Холодно во дворе, все деревья в серебре.

Ведущая. Чтобы не замёрзнуть, надо бы зиму-матушку уважить, песней задобрить.

Песня «Как на тоненький ледок» - русская народная, инсценирование.

Мальчики. Ну, идёте колядовать?

Девочки. Да, да идём. ( Повязывают платки на голову, мальчики надевают шапки. Один из мальчиков берёт мешок, другой - изображение звезды, закреплённое на шесте.)

Дети с Ведущей идут по залу и поют колядку.

К нам пришла коляда, накануне Рождества,

Будет с нами коляда да и после Рождества.

Пошла коляда с конца во конец.

Ой, коляда – коляда, колядица моя.

Подходят к первому дому, стучатся в дверь, поют колядку «Авсень».

Авсень, авсень,

Ходи по всем.

Открывай двери,

Подымай с постели.

Открывай окно,

Запускай Рождество.

Открывайте сундучки,

Доставайте пятачки.

Выносите скорей,

Не морозьте детей.

Из-за дома выходит Хозяйка.

Хозяйка №1. Здравствуйте, колядовщики!

Дети (с низким поклоном). Здравствуй, хозяюшка!

Один из колядовщиков разбрасывает зерно и приговаривает.

Ребёнок. Сеем, сеем, посеваем,

И пшеницей посыпаем.

Сеем, сеем посеваем,

Овёс, ячмень посыпаем.

Все. С новым годом поздравляем!

Поют все. Чтобы в поле уродило,

Чтобы в хлеву удвоило,

Чтобы детки подрастали,

Чтобы девок замуж взяли.

Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Хозяйка№1. Спасибо, и вас с Новым годом!

Ребёнок. Разреши, хозяйка, под окошко встать, коляду рассказать.

Тётенька, добренька,

Дай что-нибудь сдобненька.

Пышку да лепёшку,

Да свиную ножку.

Хозяйка№1. Коляда – маляда, вы хотите пирога?

Сейчас всех угощу, всем отрежу по куску.

Ребёнок. Коляда – маляда, мы хотим пирога!

Не режь, не ломай весь пирог подавай!

Хозяйка№1. Весь, так весь. Мехоноша, подставляй мешок, положу вам пирожок.

Кладёт угощение в мешок, дети благодарят, прощаются с хозяйкой.

Ведущая. Спасибо этому дому, пойдём к другому.

С колядкой «Авсень» все идут к другому дому. Стучат в дверь. Хозяин с хозяйкой не выходят.

Дети. Не слышат хозяева, спят, наверное.

Хозяин с хозяйкой,

Слезайте с печки, зажигайте свечки,

Открывайте сундучок, доставайте пятачок.

Хозяева нехотя, потягиваясь, зевая, выходят из дома.

Дети. Здравствуйте, хозяин с хозяйкой.

Ребёнок. Сеем, сеем, посеваем,

И пшеницей посыпаем.

Сеем, сеем посеваем,

Овёс, ячмень посыпаем.

Все. С новым годом поздравляем!

Поют все. Чтобы в поле уродило,

Чтобы в хлеву удвоило,

Чтобы детки подрастали,

Чтобы девок замуж взяли.

Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!

Хозяева. И вас с Новым годом,

Идите своим ходом.

Ребёнок. Разрешите, хозяева, у окошка встать,

Коляду рассказать.

Добрый господин, господинова жена,

Богато живите, нас одарите.

А кто нас одарит, тот богаче станет!

Хозяева. Уходите со двора,

Спать давно уже пора.

Ребёнок. Кто не подаст лепёшки,

Тому побьём окошки,

Кто не подаст ватрушки,

Тому побьём кадушки,

Кто не подаст пирога – разобьём ворота.

Хозяева. Да нет у нас ничего, а что есть, то и самим мало.

Ребёнок. Ах, так!

На двор чертей, в огород червей!

На двор чертей, в огород червей!

Хозяева (испуганно машут руками).

Ладно, ладно, мы просто пошутили. Да у вас, наверное, и мешка-то нет? Есть? Тогда подставляйте, угощенье получайте!

Кладут угощенье в мешок.

Ребёнок. Спасибо, хозяин с хозяйкой!

Счастья вам, доброго здоровья!

Жить вам вместе, лет до двести!

Ведущая. Ну, пойдёмте в избу, погреемся.

Будем вечер коротать,

Песни петь да плясать.

Поют колядку «Авсень» и идут в горницу у центральной стены. Девочки снимают платки, мальчики – шапки. Мальчики надевают платки девочек, берут расписные ложки и садятся на одну скамейку, а девочки - на другую. Мальчики поют частушки «Ой, бяда, бяда», на проигрыше играют на ложках. Мальчики снимают платки, несут девочкам и надевают их им на плечи.

Ведущая. А вы девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки «Здорово, здорово, у ворот Егорова», во время проигрыша играют на шумовых музыкальных инструментах.

Ведущая. Слышу звон бубенцов,

Слышу, скрипка поёт,

К нам, должно быть, гости едут.

Вон они уж у ворот!

Звучит аудиозапись «Цыганочка», появляется Цыганка, Баба Яга, танцуют.

Ведущая. Ай, да гости удалые! Да веселые какие!

Баба Яга здоровается, из-за пояса достаёт игрушечного коня, проводит игру « Купи коня».

Баба Яга. Купи коня, добрый конь,

Добрый конь, не конь-огонь!

Умней меня, купи коня.

Не продала бы, да деньги нужны,

На ярмарку спешу. Купи коня!

Дети, к которым она обращается, отказываются от покупки, называя разные причины отказа: «не могу купить, денег нет; мне конь не нужен, я езжу на автомобиле и т. д.».

Ведущая. Нам коня не предлагайте,

Вы нам лучше погадайте.

Цыганка. Хороши у вас ребята,

Добры молодцы, девчата.

Раз товар не по купцам,

Погадать мы рады вам, но сначала угадайте, что у меня в мешочке.

Музыкально – дидактическая игра «Определи инструмент».(У Цыганки в мешке музыкальные инструменты: ложки ,треугольник, маракасы, трещотка, она рассказывает по очереди об инструменте, не называя его. Дети могут задавать вопросы, потом должны догадаться, о каком инструменте идёт речь. Цыганка предлагает ребёнку, назвавшему инструмент, быть ведущим .)

Цыганка. Теперь давайте поиграем, под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках». По середине зала на лавке стоит шесть горшочков. По желанию к горшочкам подходят по - одному дети, которые хотят погадать, остальные водят хоровод и поют.

Дети. Горшочек с вершочек,

Скажи нам дружочек:

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Ребёнок указывает на горшочек или берёт первый горшок, открывает его и достаёт полотенце.

Цыганка. Полотенце!

Далеко расстилается… Ждёт тебя дорога, путешествие.

Хоровод продолжает кружиться, дети поют «Горшочек с вершочек…». Второй ребёнок выбирает следующий горшок, там лежит булка.

Цыганка. Булка!

Мышь в горнице бежит,

Каравай в дом тащит.

В твоём доме достаток будет, благополучие.

Хоровод… В третьем горшке – кольцо.

Цыганка. Колечко!

Сейте муку, пеките пироги!

К тебе гости будут – женихи!

Хоровод… В четвёртом горшке – лента.

Цыганка. Лента!

Через поле идучи,

Руссу косу плетучи,

Шёлком переплетаючи,

Златом перевиваючи.

Лента - к богатству, прибыли.

Хоровод… В пятом горшке – пуговица.

Цыганка. Пуговица!

Ой, ходил жучок по завалинке,

Выбросил добро по мочалинке,

Жить тебе в большой семье,

Счастливой жизнью.

Ведущая. Всего один горшок остался!

Вбегает Баба Яга в круг.

Баба Яга. И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

Достаёт веточку из шестого горшка.

Что это? Растолкуйте!

Цыганка. Видно – к новой метле!

Баба Яга. Огорчённо, заглядывая в горшок.

А колечка нет?!

Цыганка. Так кто же тебя замуж возьмёт? Тебе сколько лет?

Баба Яга. Ах, так? Ах, вот ты как? Разгоняет всех детей метлой.

Сейчас я буду хозяйкой. Попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен. Ну, кто смелый, становитесь в круг. Поиграем в игру «Ведьмина метёлка». Баба Яга даёт детям свою метлу, украшенную бантом и объясняет, что пока будет играть музыка, например, «Калинка», они должны передавать метлу по кругу. У кого после окончания музыки веник останется в руках, тому загадку про зиму нужно отгадать.

Загадки. 1. До чего же неприятно

В горку их тащить обратно.

А с горы они уж сами

Смело едут вместе с нами. (Сани).

2. Прорубили топором,

Мы окошко в этот дом.

Продолжение »

© olga190780

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz