Игровой материал. Любая игрушка.
Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
Игру можно провести как развлечение.
Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом- порядке,
Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле; затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:
«Укатился колобок, колобок - румяный бок,
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Ну-ка, (Ира), по дорожке походи, походи
И по песенке веселой колобок отыщи».
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.
Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2-3 небольших бочонка, молоточек с матрешкой на конце.
Ход игры. Дети договариваются, в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:
«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,
Во двор (Саша), поспеши и щенка нам отыщи,
Мы не будем помогать, будем песню запевать.»
Далее игра проводится так же, как и предыдущая.
Цель. Закреплять умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо, громко, не слишком громко.
Игровой материал. Карточка из картона (размер 21х7 см), разделенная на три квадрата. Три небольших карточки-квадрата одного цвета, но различных по насыщенности, например: одна бледно-голубая, другая — ярко-голубая, почти синяя и третья — темно-синяя (можно подобрать подобные оттенки любого другого цвета). Цвет квадрата условно соответствует определенному динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат — тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской — более громкому звучанию и ярко окрашенный — громкому звучанию музыки.
Ход игры. Играющим раздаются карточки и объясняется их назначение. Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз ребенок внимательно прислушался к ним. При повторном исполнении он выкладывает на карточке квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.
ПРИМЕЧАНИЕ. Разноцветные квадратики можно не выкладывать, а просто поднимать вверх в соответствии услышанному звучанию. Если взрослый вместе с ребенком сделают сразу три набора карточек: синие (три оттенка), красные (три оттенка), зеленые (три оттенка), то игру можно сделать еще интереснее. Для этого необходимо прослушать музыку и не только узнать, громко она звучала или тихо, но и подумать, какое у музыки настроение.