Игровой материал. Красиво оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор, рис. 27), музыкальные инструменты.
Ход игры. В шкатулке помещаются 5—6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песня исполняется под музыкальное сопровождение детей или индивидуально.
В дальнейшем игра проводится как концерт.
Игровой материал. На планшете изображен маятник, под ним рисунки, соответствующие содержанию какого-либо вида детской исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, танец, чтение стихотворения.
Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, в центре ведущий (сначала музыкальный руководитель, потом ребёнок), он держит маятник. Ведущий устанавливает стрелку маятника на рисунке, изображающем, например, поющих детей. Все или заранее выбранные дети исполняют знакомую песню без музыкального сопровождения. Ведущий указывает стрелкой и объявляет следующий номер (называет имя ребенка и вид его деятельности). Таким образом, организуется концерт детской художественной самодеятельности .
Игр можно провести как развлечение.
Игровой материал. Карусель – картонный круг с вращающейся стрелкой, вдоль края которого наклеены рисунки, характеризующие виды детской музыкальной деятельности (поют, играют на музыкальном инструменте, танцуют), музыкальные инструменты.
Ход игры. Дети садятся по кругу, ведущий в центре за столом, на котором устанавливается карусель. Дети загадывают, кто будет первым играть, например, на металлофоне. Ведущий раскручивает карусель. Когда она останавливается, дети определяют, кто сидит перед картинкой с изображением играющего на металлофоне. Этот ребенок должен исполнить на металлофоне какую - либо мелодию.
Таким образом, дети определяют, кто будет петь, танцевать, читать стихи.
Игровой материал. Магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход игры: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
Цель. Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.
Игровой материал. Набор геометрических фигур (квадраты круги, треугольники) для фланелеграфа и для детей.
Ход игры.
Предварительная работа. Беседа. Если музыкальное произведение небольшое по объёму, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную и, например, обозначить графически:
Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме. Графически это может выглядеть следующим образом:
Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как в начале — относим это произведение к трехчастной форме:
Слушаем, например, фортепьянную пьесу из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Один из детей показывает на фланелеграфе схему, соответствующую прослушанному произведению, а дети поднимают свои фигурки.
Можно использовать любые произведения. Затем, предложить детям сочинить небольшие произведения, используя для этого любые из предложенных форм: одночастную, двухчастную, трехчастную. Играть можно на любых музыкальных инструментах.
Игровой материал Карточки с изображением животных, картин природы, каких – либо предметов (например, зайка, белка, цыпленок, машина, пароход, картины природы и т. д.). Картинки-дубликаты, которые находятся у музыкального руководителя (ведущего),
Ход игры. Ребенок, выбравший одну, две карточки должен сочинить по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной, двух, трех строчек.
Музыкальный руководитель читает текст:
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Ребенок, у которого на карточке оказался рисунок белочки, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке белочку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке, игра продолжается. Если же у ребёнка не получилось ни мелодии, ни ритма ведущий оставляет картинку-дубликат у себя, а игра про-должается дальше.
Дети быстро запоминают тексты и вскоре могут играть в игру самостоятельно, без участия взрослого. Здесь уже можно ввести правила игры: кто первый закроет карточку (не менее двух картинок), тот становится ведущим. Стишки - попевки можно взять из детских песенок, стихов.
Например:
Утром на опушке
Квакали лягушки.
Улетела птичка,
Птичка- невеличка.
Села у окошка,
Наша Мурка – кошка.
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Бысторо скачет зайка,
Ты его поймай – ка.